Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Дрифтерный тупик

Фильтры

Регион

Новости

Дрифтерный тупик

Путина 2014 года начиналась для усть-камчатских рыбаков с небывалых до этого подходов нерки. Чавычу пропустили практически полностью на нерест, отказавшись работать на реке сетями, так как в последние годы и запасы ее резко снизились, и в уловах практически не было крупной чавычи.

Но то, что попадалось на морских ставных неводах в прилове нерки, показывало, что и для чавычи путина нынешнего года была достаточно благополучной - в прилове в основном была пусть не очень уж крупная (средняя, скажем так) чавыча, но все-таки по своей стати снова начала возвращаться в реку Камчатку царь-рыба.

И так продолжалось с полмесяца. А потом уловы резко снизились и даже на время иссякли.

Разгадка была простой - путь нерки к домашним нерестилищам с 1 июня ( а не с 1 мая, как прежде) перекрыли "стены смерти" - многокилометровые порядки дрифтерных сетей, пропустив против своего желания первую рыбу, которая и обеспечила рекордные заходы нерки в реку Камчатку в самом начале июня.

А потом последовал еще один "сюрприз", теперь уже от науки - и для речных, и для морских участков берегового промысла были введены по три проходных дня. И это, казалось бы, была правильная мера, регулирующая прохождение достаточного количества нерки на нерестилища. И даже введение полного запрета на ее промысел с 26 июня - тоже было мерой регулирования для полноценного заполнения нерестилищ.

Точнее сказать БЫЛО БЫ МЕРОЙ, если бы эта мера регулирования распространялась и на крупномасштабный дрифтерный промысел, целиком и полностью нацеленный на изъятие камчатской нерки. Но дрифтерный промысел уже многие годы в нашей стране находится вне всяких законов и поэтому на него не распространяются никакие меры. Камчатские ученые стыдливо разводят руками - это, дескать, не наша сфера деятельности. Но при этом не раздается и ни одного голоса от "ученых мужей" против дрифтера и против дрифтерного беспредела. А вот работу береговых рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий восточной Камчатки остановили. А дрифтер продолжал себе уничтожать нерестовый запас нерки. Точнее, камчатский берег и закрыли, чтобы обеспечить возможность работы дрифтерного флота и поддержки высокой цены на дрифтерную нерку (чтобы берег не мог конкурировать). Логика проста до безобразия. И наукой здесь совсем не пахнет. Пахнет другим…

Мы разговаривали с президентом Ассоциации рыбопромышленников Усть-Камчатского района, генеральным директором ООО "Устькамчатрыба" Андреем Алексеевичем Копыловым и подсчитывали убытки предприятий. За июнь-июль полноценная рыбалка продолжалась всего полмесяца, считая проходные, штормовые дни и введение полного запрета на промысел. По сравнению с прошлым годом вылов нерки был на три тысячи тонн меньше, хотя на начало путины, наоборот, было опережение вылова почти на полторы тысячи тонн. Очередную рыбалку открыли только 26 июля, мотивируя это, опять же, слабыми подходами нерки, хотя основной ее ход давно закончился и пошла кета. В самой научной среде мнение по заполнению нерестилищ нерки в бассейне реки Камчатка разошлось, по оценке рыбопромышленников, в прямо противоположном направлении. Явно, что лоббируются интересы дрифтерщиков. Складывается мнение, что усть-камчатцам просто мстят за то, что введены Правила рыболовства, ограничивающие начало дрифтерного промысла и уравнивающего его с началом берегового промысла лососей. Дрифтероловы потеряли месяц промыслового времени - май. Теперь этот пропущенный месяц (и упущенная с ним выгода) легли на усть-камчатцев.

А объяснение с точки зрения науки лучше не придумаешь - слабые подходы нерки, плохая заполняемость нерестилищ. Вроде как, и возразить на это нечего. Если, конечно, не знаешь настоящей причины слабых подходов и плохой заполняемости. Но на "стены смерти" камчатская наука закрывает глаза.

Странное вообще дело. Года три-четыре назад усть-камчатцы сами поставили вопрос перед наукой о закрытии промысла кижуча в связи со слабыми подходами. Сама наука до этого почему-то тогда не додумалась. Усть-камчатцы сами добровольно отказались от сетного лова чавычи в реке - чтобы поддержать стадо. Наука до этого тоже додуматься не смогла.

Наука думала о другом.

О том, как защитить "традиционные, добрососедские и взаимно выгодные" интересы японцев и их подручных из России, выгребающих и уничтожающих в исключительной экономической зоне Российской Федерации наши национальные богатства.

Думала о том, как по-научному дать им карт-бланш, то есть ничем и никем не ограниченные возможности.

Только вот забыла одно - что не дрифтерный промысел, а береговой, обеспечивает экономику региона, создает рабочие места, дает камчатцам зарплату и предоставляет им социальную поддержку… Нельзя плевать в родной колодец - пригодится воды напиться.

90 копеек с каждого килограмма выловленной рыбы идет в копилку Ассоциации, из которой впоследствии черпаются средства для самых разных нужд района. Только за прошлый год Ассоциацией приобретено пять единиц техники - от трактора и механической лопаты до специального медицинского автомобиля, не считая всех тех затрат, какие несут предприятия самостоятельно по своим программам. 19 миллионов рублей было потрачено на различные социальные нужды до путины-2014. И, конечно же, ждали в этом году большой рыбы…

Не дождались.

А при этом многие десятки миллионов рублей инвестированы в модернизацию производства и его инфраструктуру, нацеленных на глубокую переработку рыбы и увеличение рабочих мест для жителей района. Из Усть-Камчатска не вывозится, как на дрифтерном промысле, сырец. Здесь вырабатывается продукция, востребованная на мировом рыбном рынке. В том числе и внутреннего стратегического направления, какими во все времена были и остаются рыбные консервы. Не пропадает, как в море, и лососевая икра, которая дает весомую прибавку к финансово-экономическим показателям всех пяти рыбопромышленных компаний района. Здесь, на берегу, ничего не выбрасывается, как в море, на дрифтерном промысле. Здесь умеют ценить то, что даровано природой.

И потому так болезненно воспринимают усть-камчатские рыбаки позицию по дрифтерному промыслу, которую занимают московские и (иже с ними) камчатские ученые. Позиция камчатских ученых (немотивированная с позиций настоящей науки и той роли, какую играют в развитии рыбохозяйственной науки на Камчатке камчатские рыбопромышленники, обеспечивая эту науку всем необходимым, вплоть до авианаблюдений) вообще выглядит как предательская, с чем уже не раз сталкивались рыбаки, выступая против дрифтерного промысла и не находя поддержки в КамчатНИРО.

Нынешняя путина показала, что наука может и мстить за свои поражения. Только вот непонятно во имя каких идеалов.

Но ведь и рыбаки не простят.

А это тупик…

Другое мнение:"Как говорит доктор биологических наук, главный научный сотрудник ФГУП "КамчатНИРО", автор многочисленных публикаций, посвященных изучению особенностей популяции устькамчатской нерки, Виктор Бугаев, за 40 лет его наблюдений такого раннего массового хода нерки и таких объемов вылова в первые дни промысла не было. Предположительно, это вызвано температурным режимом - из-за ранней весны массовый ход сдвинулся на более ранние сроки".

Источник: Рыбак Камчатки

Также в разделе

Комментарии (0)